Психология и психоанализ пожилого возраста. Теория и практика работы
с возрастным клиентом

Даты проведения:
с 1 ноября по 13 декабря
Присоединиться к курсу можно до 1 ноября!
Формат: онлайн

Данный курс актуален для психологов, социальных работников, врачей и специалистов, работающих с пожилыми людьми, а также для всех, кто стремится понять особенности поддержки пожилых людей, укрепить профессиональные навыки, а также ответить себе
на вопросы собственных возрастных изменений.
Удостоверение о повышении квалификации на 72 ак.ч.
  • Даты проведения
    С 1 ноября по 13 декабря
    Присоединиться к курсу можно до 1 ноября!
  • Стоимость обучения
    25 000 ₽
    (есть возможность оплаты в рассрочку)
  • Документ об окончании
    Удостоверение о повышении
    квалификации на 72 ак.ч.
  • Для кого этот курс
    Для психологов, социальных работников, врачей и специалистов, работающих
    с пожилыми людьми
О курсе
Теория и практика работы с возрастным клиентом предоставляет возможность глубже понять психологические аспекты возрастных изменений и научиться более эффективно поддерживать людей пожилого возраста, сопровождая их и их близких в решении актуальных психологических вопросов.

Современные исследования подчеркивают ценность этого этапа жизни, и курс обучает использовать внешние и внутренние ресурсы пожилого человека для полноценной адаптации к новому возрасту.

Что вас ждет на курсе?

  • Основы геронтопсихологии: вы получите обзор культурно-исторического представления о возрасте и периоде старости, узнаете о подходах современной геронтологии и геронтопсихологии, освоите основные теории старения (биологические, социальные, психологические).
  • Возрастные изменения в старости: курс охватывает физиологические и психологические изменения в пожилом возрасте, что поможет практикующим специалистам лучше понимать возрастных клиентов и выстраивать более эффективную работу.
  • Основы психологической и психотерапевтической помощи: вы изучите основные психологические проблемы пожилого возраста и подходы в работе с ним. Отдельно будет рассмотрен психоаналитический подход в работе с пожилыми клиентами, специфика переноса, контрпереноса и терапевтических реакций.
  • Организация и методы работы: практические занятия с разборами клинических случаев и супервизиями позволят освоить методы, поддерживающие жизненную активность пожилых людей, включая концепцию активного старения.

Курс включает: теоретические материалы, видеолекции, тексты лекции и подборку литературы, а также 4 онлайн-встречи с преподавателем.
После завершения курса и успешного выполнения итогового задания выдается удостоверение о повышении квалификации.
Программа курса
Основы геронтопсихологии
Темы:
  • Обзор образа старости в истории и современные подходы
  • Понятие старости как жизненного этапа, основные теории старения: биологические, социальные, психологические
  • Современные представления о возрастных преимуществах и ограничениях психологической работы
Видеолекции к 1 разделу:
  • «Геронтопсихология в системе наук: исторический аспект и современность»
  • «Современные подходы к понимаю понятия возраста. Виды возраста. Социальные стереотипы о старости (эйджизм) и их влияние на психическое здоровье»
  • «Психологические и психоаналитические теории старения»
  • «Современные пожилые клиенты: основные различия мотивации обращения за психологической помощью»
Возрастные изменения
в старости
Темы:
  • Физиологические и возрастные психологические изменения
Видеолекции ко 2 разделу: 
  • Когнитивное старение: норма и патология. Когнитивное старение – как фактор профессионального старения
  • Эмоциональный мир пожилого человека: уязвимость и ресурсы
  • Типология психологических изменений возрастных клиентов
  • Кризис пожилого возраста: поиск нового смысла и интеграция жизненного опыта
  • Возрастные изменения и семейная жизнь пожилого клиента
Основы психологической помощи и психотерапии пожилых людей
Темы:
  • Психологические проблемы и подходы к их решению
  • Методы поддержания жизненной активности
Видеолекции ко 3 разделу: 
  • Обзор основных методов психологической работы и мотивирования жизненной активности возрастных клиентов 
  • Кто является заказчиком? Работа с запросами родственников vs. запрос самого пожилого человека
  • Основные запросы пожилых клиентов на психологическую помощь: одиночество, утрата, страх смерти, поиск смысла
  • Психологическое консультирование родственников пожилых людей как отдельный вид помощи в частной практике - работа с выгоранием, чувством вины и внутренними конфликтами у детей и внуков
  • Концепция травмы утраты в пожилом возрасте: утрата здоровья, статуса, социальной роли
Частные аспекты психологической и психоаналитической работы с возрастными клиентами. Методы и техники
Темы:
  • Основные методы психологической работы
  • Разбор клинических случаев и супервизии
Видеолекции к 4 разделу: 
  • Психоаналитическая работа в пожилом возрасте: возможна ли? Основные сложности. Перенос и контрперенос специалиста в работе с возрастным клиентом
  • Работа с сопротивлением в процессе психологической работы с возрастным клиентом
  • Этика в работе с пожилыми клиентами: вопросы автономии, дееспособности и конфиденциальности 
  • Работа с воспоминаниями (библиотерапия, нарративные техники) как инструмент интеграции личности и поиска ресурсов
  • Модели переживания горя применительно к пожилому возрасту
  • Поиск и активизация ресурсов в пожилом возрасте: хобби, воспоминания, социальные связи
Расписание вебинаров
(онлайн, в Zoom)
  • 1 ноября (11:00 - 13:00) Вебинар «Актуальна ли сегодня психологическая работа с возрастными клиентами? Основные запросы, специфика работы, сопротивление к терапии»
  • 15 ноября (11:00 - 13:00) Вебинар «Мифы и правда о старении. Ограничения и возможности психотерапевтической работы с возрастными клиентами»
  • 29 ноября (11:00 - 13:00) Вебинар «Особенности психологической и психотерапевтической работы с возрастными клиентами»
  • 13 декабря (11:00 - 13:00) Вебинар «Практикум: Разбор клинических случаев»
Преподаватель
Лифшиц Марина Владимировна
Клинический психолог, психоаналитик, специалист и супервизор Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), член Европейской ассоциации развития психотерапии и психоанализа (ЕАРПП), соучредитель Института психотерапии
и психоанализа